Как играть с ребенком. Знакомство с игрушками.(начало)
Часто ребенок не знает толком,
как использовать подаренные ему игрушки. Игрушка для него еще
не имеет собственного лица, характера. Для того чтобы он начал
испытывать к ней какие-то чувства, игрушку надо "обыграть",
познакомить ребенка с ее возможностями. Этой цели и служит данное
занятие.
Нужно: кукла (мишка, неваляшка, собачка и т.д.). Если игрушка
не звучит сама, к ней лучше прикрепить колокольчик или маленькую
погремушку - так ребенку будет легче сосредоточить на ней внимание.
Вы показываете куклу малышу, звените в колокольчик, привлекаете
к игрушке внимание. Свои действия сопровождаете словами "Где
куколка? Смотри, вот кукла!" Если малыш подползает к вам
и проявляет желание взять игрушку, дайте ему исследовать ее. Но
как только он начнет терять к игрушке интерес (его движения станут
однообразными), вы снова забираете игрушку показываете ее новые
возможности. Кукла уходит (удаляется от ребенка), приходит (приближается
к ребенку). Прячется за какой-нибудь предмет (на глазах у малыша
вы "ищете" и "находите" куклу: "Где же
куколка? Да вот же она!"). Затем возьмите ребенка на колени
и рассмотрите у куклы глазки, носик, ротик, волосы, платье и т.д.
Как только малыш начнет скучать и отвлекаться, покажите ему, как
кукла танцует: покачайте ее вправо, влево, спойте песенку. Если
кукла снова привлекла ребенка, дайте ее ему в руки, покажите,
как он может заставить куклу танцевать. В конце пусть кукла "попрощается"
с малышом и уйдет, чтобы снова прийти завтра или через несколько
дней. Теперь она уже будет знакома ребенку, и он скорее всего
обрадуется, увидев ее опять. На следующий занятиях куклу можно
покормить, укачать на руках и положить спать; она может снова
поиграть в прятки или отправиться на луг собирать цветы. Фантазируйте,
и вы научите фантазировать своего ребенка!
2. В погоне за мячиком
Нужно: несколько мячиков - шариков разного цвета и с разной поверхностью,
картонная коробка.
Сначала научите ребенка играть с одним мячиком: покатайте мячик
по полу, толкните его, догоните и снова толкните. Объясняйте малышу,
что вы делаете: "Смотри, как здорово - шарик покатился! Ну-ка
догоняй его! Вот я его сейчас догоню! Ой! Он опять от нас убегает!"
Когда ребенок научиться катать мячик, высыпьте из коробки остальные
мячи и предоставьте ему право действовать самостоятельно, изредка
комментируя его действия: "Алеша, молодец! Поймал красный
мячик! А вон, смотри, желтый мячик закатился под стол! Сможешь
его достать?" Так же можно научить ребенка катать пластиковые
бутылки из-под молока или газированной воды.
3. Здраствуйте, кубики!
Нужно: набор кубиков и других геометрических строительных фигур
(призмы, брусочки, пирамидки и т.д.) из дерева или пластика, тележка
(можно использовать перевернутую коробку).
Вы подвигаете ребенку коробку, на которой лежат 4-5 кубиков. Покажите
малышу, что их можно перекладывать из руки в руку, стучать одним
кубиком о другой, складывать их на тележку, снимать с нее. Комментируйте
свои действия и побуждайте ребенка подражать вам. Затем дайте
ему самому некоторое время поиграть с кубиками. На следующих занятиях
покажите, как поставить рядом два кубика, как поставить кубик
на кубик или призму на кубик. Если ребенок испытывает затруднение
в этом, возьмите его руку в свою и постройте башню вместе. Самостоятельно
дети обычно начинают строить башни из двух кубиков ближе к году.
4. Сними колечко!
Нужно: стержень от пирамидки и набор колец. Кольца должны быть
крупными, стержень пирамидки - диаметром 1-1,5 сантиметра. Наденьте
на стержень 4-5 колец: большие - с двух концов, маленькие - посередине,
так, чтобы пирамидка могла кататься на больших кольцах. Закрепите
последнее кольцо верхушкой пирамиды.
Покажите игрушку малышу. Потрясите ее так, чтобы загремели колечки
на стержне. Покатайте пирамидку по полу и дайте поиграть с нею
ребенку. Как только игрушка начнет ему надоедать, снова возьмите
пирамидку себе и покажите , как она разбирается. Покажите, как
снять кольца, и попросите малыша снять 1-2 кольца. Стержень пирамидки
в это время находиться в ваших руках. После того как пирамидка
будет разобрана, дайте ребенку время изучить колечки и стержень,
а затем на его глазах соберите пирамидку, прося при этом ребенка:
"Дай мне колечко! Дай мне еще одно колечко!" На последующих
занятиях предложите малышу помочь вам собрать пирамидку и помогите
ему надеть 1-2 кольца, взяв его руку в свою. Обычно ребенок начинает
самостоятельно собирать пирамидку в возрасте 11 месяцев.
5. Где же колокольчик?
Нужно: колокольчик (погремушка, игрушка-пищалка и т.д.),носовой
платок.
Накройте колокольчик носовым платком и позвените им, не показывая
его ребенку. Затем сделайте маленькую паузу и снова позвените
колокольчиком. Спросите: "Слышишь, звенит колокольчик? Но
его нигде не видно? Где же он?" И побуждайте малыша подползти
к платку и, откинув его, найти колокольчик. Если это занятие трудно
для ребенка, то вместо платка прикройте колокольчик прозрачным
пластиковым стаканчиком. Когда малыш научиться находить колокольчик,
закройте игрушку уже 2-3 прозрачными стаканами, а потом вернитесь
к упражнению с платком.