1. Дерни за веревочку!
Нужно: музыкальная матрешка-неваляшка или любая другая игрушка
(мишка, кукла), к которой прикреплен небольшой колокольчик; лента
длиной 1,5 метра; яркое кольцо диаметром 10-12 сантиметров.
Один конец ленты обвяжите вокруг неваляшки, ко второму - привяжите
кольцо. Ребенок лежит на животе. Вы кладете кольцо неподалеку
от малыша (в 30-40 сантиметрах), а неваляшку ставите чуть подальше
(приблизительно в метре от ребенка). Привлекаете внимание малыша
к кольцу и побуждаете дернуть за него. Связанная с кольцом неваляшка
начинает качаться и звенеть. Если ребенок не может понять, откуда
взялся звук, привлеките его внимание к неваляшке и сами подергайте
за кольцо.
Это занятие лучше проводить на полу, тогда малыш обязательно постарается
подползти к кольцу, а затем к игрушке.
2. Посмотри и потяни!
Нужно: подвесное устройство (см. упражнение "Качается и движется"
в 6-ом месяце).
Повесьте устройство на стену (на гвоздь). Возьмите ребенка на
руки и подойдите с ним к устройству. Спросите у него:"Где
колечко? Смотри, вот колечко!" Побуждайте ребенка схватиться
за кольцо и потянуть. Пусть поиграет со знакомым механизмом в
новом для себя вертикальном положении.
3. Ползаем змейкой
Нужно: 5-6 ярких игрушек разных цветов, размеров и форм.
Разложите игрушки змейкой по ковру на расстоянии 40-50 сантиметров
друг от друга и опустите на пол ребенка. Привлекайте его внимание
к игрушкам и побуждайте переползать от одной к другой. Не огорчайтесь,
если вначале он одолеет не более 1-2 "этапов эстафеты"
Постепенно удлиняйте змейку с каждым занятием, пока ребенок не
начнет пересекать всю комнату. К этому времени он, скоре всего,
уже захочет ползать самостоятельно "по своим делам".
1. Коробка с сюрпризом
Нужно: коробка в форме цилиндра или куба, набор маленьких игрушек
(4-5 штук).
Покажите ребенку коробку, потрясите ее. "Кажется, в коробке
что-то есть, давай посмотрим!" Снимите крышку (больше она
вам не понадобится) и, вытаскивая по одной игрушки, передавайте
их ребенку, обращая внимания на цвет, форму, детали. Затем покажите
малышу, что коробка пуста. "Больше игрушек нет! Мы достали
все игрушки". Снова уложите игрушки в коробку и дайте ребенку
самому опорожнить ее. Если это для него трудно (он еще не умеет
обращаться с объемными предметами), возьмите его руку в свою и
покажите, как достать игрушку из коробки. На следующий день в
коробке будут лежать уже другие игрушки.
Когда ребенок овладеет в совершенстве искусством вытаскивать предметы
из коробки, усложните задание. Заклейте коробку наглухо, а в стенках
проделайте отверстие круглой, квадратной, треугольной или овальной
формы. Теперь малыш должен вытащить игрушку, просунув руку в отверстие.
Этот вариант игры учит его брать предмет из любого положения и
развиваете мелкую моторику пальцев.
2. Чудесная гирлянда
Нужно: коробка или ведерко с крышкой, в которой прорезано отверстие;
набор мелких игрушек; тонкая лента. Нанизанные и закрепленные
на ленте игрушки, образуют гирлянду. Кончик ленты показывается
из отверстия в крышке.
Вы привлекаете внимание ребенка к коробке, предлагаете потянуть
за кончик ленты, при необходимости помогаете ему это сделать.
Вместе с малышом последовательно извлекаете из коробки игрушки,
рассматриваете и "обсуждаете" каждую. Затем вы поочередно
снимаете игрушки с ленты (предложите ребенку снять 1-2 последние
игрушки и складываете и в коробку.
3. Разбираем пирамидку!
Нужно: стержень пирамидки, на которой надеты 4-5 колец.
Держа стержень в руках, вы просите ребенка: "Сними колечко!"
Если он в затруднении, помогите ему. Когда все кольца сняты, вы
комментируете" "Молодец, снял все колечки. Больше колечек
на стержне нет". В конце занятия вы снова одеваете кольца
на стержень, ребенок за вами наблюдает (напоминаю, что присоединиться
к вам он сможет не раньше чем через 1-2 месяца).
4. Веселые тарелочки
Нужно: 5-6 тарелочек (лучше разноцветных) из дерева или пластмассы.
Это упражнение должно научить ребенка правильно брать предметы,
противопоставляя большой палец указательному (так называемый пинцетный
захват).
Вы подвигаете поближе к ребенку стопочку тарелочек, снимаете верхнюю
и протягиваете ему. Когда малыш потянется ручкой, чтобы взять
тарелочку из ваших рук, проследите, чтобы он сделал это правильно:
большой палец должен оказаться сверху тарелочки, а остальные четыре
- снизу. Если ребенок пытается взять тарелочку кулачком за край,
осторожно поправьте его пальцы. Рассмотрите вместе с малышом тарелочку,
обсудите ее форму, цвет, размеры, поверхность (гладкая, шероховатая)
и т.д. Затем передайте ему следующую тарелочку. Закончив изучение
тарелочек, снова сложите их в стопку, а стопку придвиньте к ребенку
- пусть возьмет их по одной и разбросает вокруг. В конце занятия
соберите стопку в последний раз, предложив ребенку положить сверху
1-2 тарелочки.
5. Веселые колпачки
Нужно: 8 колпачков (стаканчиков) разного цвета.
Постройте из стаканчиков пирамидку, надев их один на другой. Покажите
ребенку, как снять колпачок. Разберите вместе с ним пирамидку,
обсуждая свои действия, затем вновь сложите колпачки и дайте ребенку
возможность поиграть с ними самостоятельно. Когда малыш начнет
уверенно разбирать пирамидку, переверните ее и покажите ребенку,
как вынуть один стаканчик из другого.
6. Наперстки
Нужно: 3 колпачка из набора,1 маленькая игрушка.
На глазах у ребенка спрячьте игрушку под один из колпачков. Затем
вытащите ее, снова покажите малышу и спрячьте под другой колпачок.
Снова вытащите игрушку, снова покажите ее ребенку и спрячьте под
третий колпачок. А теперь предложите малышу найти игрушку. Не
важно, найдет ли он ее сразу (запомнил, где вы спрятали) или начнет
последовательно переворачивать все колпачки. Главное в этом занятии
- тренировка способности ребенка помнить о своей цели и добиваться
ее. Когда игра наскучит малышу, усложните ее. Пусть теперь он
не видит, под какой из колпачков вы спрятали игрушку. В этом случае
ему не останется выбора, кроме как систематического поиска.